Важнейшим критерием выбора данной категории товаров остается их безопасность. Среди непродовольственных товаров встречается довольно много некачественных вещей, а иногда и представляющих опасность в связи с возможным причинением вреда здоровью. В статье расскажем о правах покупателей и способах их защиты при приобретении некачественного и небезопасного товара.
Правоотношения в области купли - продажи данных категорий товаров регулируются, в числе прочих, Гражданским Кодексом РФ, Законом Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей», «Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463, которыми установлены права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и изготовителях, урегулированы вопросы защиты прав.
Требования по безопасности детской продукции установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Данным документом регламентированы требования к следующей продукции: изделия для ухода за детьми; одежда, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия; обувь и кожгалантерейные изделия; коляски детские и велосипеды; издательская книжная и журнальная продукция, школьно-письменные принадлежности. Для каждой из перечисленных групп в регламенте есть свои требования по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности. Технический регламент не охватывает следующие группы продукции: продукция, разработанная и изготовленная для применения в медицинских целях; продукты для детского питания; парфюмерно-косметические товары; спортивные изделия и оборудование; учебные пособия, учебники, электронные учебные издания; игрушки, игры настольные печатные; мебель; продукция, изготовленная по индивидуальным заказам.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992г. N 2300-I «О защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В случае же, если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Кроме того, при продаже товара по образцу и (или) описанию, продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Информация о товарах должна доводиться до сведения потребителей в технической документации, на этикетках маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, в наглядной и доступной форме, на русском языке и в обязательном порядке должна содержать:
- наименование технического регламента или иное обозначение, свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров;
- цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при оплате товаров;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя (становятся непригодными для использования по назначению);
- адрес, наименование изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- информацию о правилах продажи товаров;
- сведения об устранении недостатков в товаре (если таковые имелись).
Продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке государств-членов Таможенного союза при её соответствии вышеуказанному техническому регламенту ТР ТС 007/2011, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. При этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации.
В случае обнаружения в товаре недостатков, покупатель вправе по своему выбору потребовать:
• замены на товар этой же марки (этих же модели, артикула);
• замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
• соразмерного уменьшения покупной цены;
• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
• возврата уплаченной за товар суммы и отказаться от исполнения договора купли-продажи.
При этом, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, вследствие необеспечения безопасности товара, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре, такой вред подлежит возмещению в полном объеме, любому потерпевшему (независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (изготовителем) или нет. Вред подлежит возмещению по выбору потерпевшего - продавцом или изготовителем товара.
Свое требование потребитель должен сформулировать в письменной претензии, составленной в двух экземплярах, один из которых передается в торговую организацию, а на втором ставится отметка о вручении. К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение товара именно в данном торговом предприятии.
Внимание! Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Законодательство в данном случае, оставляет за покупателем право ссылаться на свидетельские показания.
Получив претензию, продавец должен известить потребителя о своих намерениях (в письменной форме). Срок рассмотрения претензии определяется в зависимости от изложенного в ней требования:
- 7 дней - замена товара;
- 10 дней - соразмерное уменьшение покупной цены товара, возмещение расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврат уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре;
- до 45 дней - устранение недостатков.
В случае спора о причинах возникновения недостатков проводится экспертиза, на которой вправе присутствовать потребитель. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21и 22 Закона Российской Федерации №2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В случае несогласия с заключением эксперта, его можно оспорить в судебном порядке.
В случае неудовлетворения продавцом требований потребителя в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Берегите ваших детей! Проявляйте настойчивость при выборе детских товаров. Требуйте документы, подтверждающие их качество и безопасность, изучайте маркировку. Это сохранит главное - здоровье вашего ребенка, маленького потребителя.
Источник: https://gigiena-saratov.ru/zpp/tpost/znundn92d1-pogovorim-o-kachestve-i-bezopasnosti-det