К самым распространенным случаям можно отнести: покупку техники или мебели, к которым прилагаются обязательные услуги по их доставке, установке, сборке; приобретение смартфонов, к которым без согласия покупателя за дополнительную плату прилагаются карты памяти, защитные стекла, элементы питания и тому подобное; банковские услуги, сопровождающиеся страхованием. И если зачастую потребитель с готовностью соглашается на предложенные ему дополнительные услуги, то в ряде случаев его к этому понуждают.
Российское законодательство не содержит определения такого понятия, как навязывание услуг. Однако содержание пп. 5 п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) позволяет сделать вывод, что навязывание услуг - это обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе обязательное заключение иных договоров. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
Законодательный запрет на навязывание услуг выражается также в запрещении установления:
- условий, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг) (пп. 14 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей);
- условий, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя (пп. 6 п. 2 ст. 16Закона о защите прав потребителей).
Продавец (исполнитель) вправе предложить потребителю дополнительные услуги при условии, что потребитель:
- письменно подтвердил свое согласие;
- не ограничивается в правах, предоставленных ему законодательством о защите прав потребителей.
За несоблюдение указанного правила продавец (исполнитель) может быть привлечен к ответственности.
Навязывание услуг является нарушением права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг) и, в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей влечет возмещение убытков, причиненных потребителю, в полном объеме.
На основании п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, если в рамках исполнения основного обязательства продавец (исполнитель) оказал дополнительные платные услуги, не заручившись письменным согласием на то потребителя, последний вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Помимо этого, суд может возложить на продавца обязанность компенсировать потребителю моральный вред (ст. 15 Закона о защите прав потребителей) и выплатить ему, наряду с основной суммой, штраф в размере 50% от этой суммы (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Поскольку навязывание услуг подразумевает включение в договор, заключаемый между продавцом и потребителем, условий, ущемляющих права потребителя (в т.ч. на свободный выбор товаров), установленные законодательством о защите прав потребителей, соответствующие действия продавца влекут административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от одной до двух тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
Источник: https://gigiena-saratov.ru/zpp/tpost/ciak696co1-navyazivanie-dopolnitelnih-tovarov-i-usl