Суть обращений в следующем: граждане заключили договора воздушной перевозки для себя и членов семьи либо близких родственников. Как правило, билеты приобретаются заранее, вследствие чего возможно изменение обстоятельств до даты рейса, которые являются препятствием для перелета.
Остановимся на вопросе, какие права есть у потребителя услуги перевозки при отказе от договора.
Условия договора воздушной перевозки пассажира содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика и перевозочном документе. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – ФАП – 82).
Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки.
Порядок возврата денежных средств, затраченных на приобретение авиабилетов, регулируется ФАП – 82).
Пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 226 ФАП – 82). Согласно указанным правилам предусмотрен вынужденный (п. 227 ФАП – 82) и добровольный отказ (п. 229 ФАП – 82).
Требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира. Возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.
П. 231 ФАП – 82 определено, что возврат провозной платы производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.
Порядок возврата пассажирам провозной платы устанавливается Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2008 г. № 155 (действие до 01.09.2025 года) (далее – Правила № 155) и Правилами конкретной авиакомпании в зависимости от вида тарифа и предусмотренных сборов.
Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки
Пункт 226 ФАП – 82 предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки, в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате провозной платы (невозвратной) авиабилетов.
До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным либо невозвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.
Порядок возврата пассажирам провозной платы устанавливается Правилами № 155 и Правилами конкретной авиакомпании в зависимости от вида тарифа и предусмотренных сборов.
В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, возвращается тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки (п.89 Правил № 155).
Кроме того, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки и уведомления об этом перевозчика сбор иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса подлежат возврату пассажиру; а сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа не возвращаются.
Согласно ч. 4 ст. 108 ВК РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о не возврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.
Вынужденный отказ пассажира от авиаперевозки
В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются: отмена или задержка рейса, указанного в билете;
изменение перевозчиком маршрута перевозки;
выполнение рейса не по расписанию;
несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
не обеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
не предоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.
а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.
Причем, болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.
Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и не полнородные братья и сестры.
В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.
В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку.
Кроме того, согласно п.120 и п.121 Правил № 155 в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса подлежат возврату пассажиру.
Необходимо обратить внимание, на то, что отказ в возврате денежных средств при вынужденном отказе от воздушной перевозки в случае болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, по причине непредставления со стороны потребителя оригинала либо нотариально заверенной копии листа нетрудоспособности неправомерно.
Медицинские документы - это специальные формы документации, ведущиеся медицинским персоналом, в которых регламентируются действия, связанные с оказанием медицинских услуг. Согласно ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, лечащим врачом проводится экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином и т.д.
Временная нетрудоспособность удостоверяется листком нетрудоспособности (больничным листом) и в отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством, справками установленной формы.
Таким образом, законодателем установлен ряд медицинских документов, которые могут удостоверять факт болезни (временную нетрудоспособность) человека, к которым отнесены как листок нетрудоспособности, так и медицинские справки, и медицинские заключения, выписки из медицинской карты больного.
Если данное условие предусмотрено правилами перевозки авиакомпании, то оно является условием, ущемляющим права потребителей, поскольку действующим законодательством установлен ряд медицинских документов, которые могут удостоверять временную нетрудоспособность человека (медицинские справки и медицинские заключения, выписки из медицинской карты больного), а выдача листка нетрудоспособности не носит обязательного характера, а выдается по его желанию, также влечет возможность причинения имущественного вреда потребителю – исключает возможность получения выплаты пособий в рамках обязательного медицинского страхования, может повлечь неблагоприятные последствия – потерю работы. Кроме того, требование перевозчика о представлении нотариально заверенной копии листа нетрудоспособности не основано на законе, влечет для потребителей дополнительные расходы, одновременно, не представление нотариально заверенной копии документа не отрицает факт болезни, не означает его недобросовестность и не лишает его права на получение уплаченной за воздушную перевозку провозной платы.
Источник: https://64.rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/W2Dw/content/особенности-возврата-авиабилетов?redirect=https%3A%2F%2F64.rospotrebnadzor.ru%2Fnews%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_W2Dw%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-3%26p_p_col_pos%3D1%26p_p_col_count%3D2