
Практически все обсуждаемые на них темы подходят для нашей постоянной рубрики «Вопрос недели». Сегодня рассмотрим один из них. Но сначала немного подробнее о самих мероприятиях.
Консультационный семинар для кадастровых инженеров был традиционно посвящен самым последним изменениям земельно-имущественного законодательства. Участникам семинара о них рассказали эксперты региональных Росреестра и Роскадастра Юлия Шиндина и Татьяна Хурчак. Некоторые из новых норм мы уже подробно освещали. Остальным посвятим ближайшую публикацию.
Общение саратовских госрегистраторов с застройщиками, банками, организациями-крупными правообладателями проходило в формате «круглого стола» и имело своей целью сделать для юридических лиц переход на электронную подачу документов максимально комфортным.
Заместитель руководителя саратовского Росреестра Людмила Гришина сообщила, что с 1 марта 2025 года юридические лица обязаны подавать в Росреестр заявления и документы на учётно-регистрационные действия в электронной форме. Эта норма закреплена федеральным законом от 26.12.2024 № 487-ФЗ.
Она отметила, что Росреестр предлагает юридическим лицам большой выбор инструментов для подачи документов в электронном виде:
Личный кабинет на официальном сайте ведомства;
Сервис прямого доступа;
Сервис взаимодействия с Росреестром и Адаптер электронного взаимодействия (Адаптер);
Федеральная государственная информационная система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
иные способы, предусмотренные законом.
Для удобства заявителей Росреестр разработал и разместил в открытом доступе специальную методику: https://clck.ru/3GVjCY. В ней подробно рассматриваются наиболее актуальные вопросы, связанные с электронной подачей документов.
На множество других вопросов, возникших у участников мероприятия, были даны ответы экспертами саратовского Росреестра. Один из самых повторяющихся звучал так: «Какие заявления в Росреестр можно подать без усиленной квалифицированной электронной подписи?».
Для читателей нашей рубрики на него отвечает эксперт саратовского Росреестра Бибигуль Сариева.
«Для начала напомню усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) - цифровой аналог собственноручной подписи. Оформляется в аккредитованных государством удостоверяющих центрах на физическом носителе при личном присутствии. Список аккредитованных центров опубликован на
официальном сайте Росреестра в разделе: Деятельность/Государственные услуги и функции/ Ведение ЕГРН/ Удостоверящие центры.
Ещё один вариант её оформления - приложение «Госключ». Оформляется при наличии официально сданной биометрии гражданам РФ старше 14 лет бесплатно.
Простая электронная подпись (ПЭП) – это, по сути, авторизация через логин, пароль, смс. Она с использованием кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определённым лицом. Авторизация посредством ЕСИА, в том числе на портале «Госуслуги», сайте Росреестра, является ПЭП.
Теперь о том, в каких случаях какую подпись использовать.
Могу посоветовать руководствоваться простым правилом: все сделки по отчуждению недвижимости подписываются УКЭП. Не требуют подписания УКЭП такие заявления как:
учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости;
постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация возникновения права;
исправление технической ошибки (в сведениях реестра прав, кадастра недвижимости, реестра границ);
внесение дополнительных сведений (в реестр недвижимости, в кадастр недвижимости, в реестр границ);
внесение и погашение записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя».
Пресс- служба Филиала ППК Роскадастр по Саратовской области